Министерство образования и науки
Республика Дагестан
Общереспубликанские предметные школы

 

О школе

Филологическая школа Республики Дагестан, одна из трех общереспубликанских предметных школ Республики Дагестан, создана в целях углубленного изучения предметов:

русский язык;

литература;

английский язык;

немецкий язык.

Филологическая школа Республики Дагестан будет функционировать в заочном и очном сегментах.

Заочный сегмент Филологической школы Республики Дагестан представляет собой заочную школу филологического профиля.

Очный сегмент Филологической школы Республики Дагестан планируется к открытию не позднее 2018 года в 10 опорных школах, которые будут отобраны по конкурсу, и в дальнейшем количество школ с очным сегментом Филологической школы будет увеличиваться.

В мае-июле 2017 года Филологическая школа Республики Дагестан проводит набор в 7 классы заочного сегмента учащихся, переходящих из 6-го класса в 7-й класс.

Заочный сегмент Филологической школы Республики Дагестан осуществляет свою работу в рамках реализации следующих образовательных программ дополнительного образования детей:

«Русский язык и литература: филологическая школа Республики Дагестан»;

«Английский язык: филологическая школа Республики Дагестан»;

«Немецкий язык: филологическая школа Республики Дагестан».

Научно-методическое руководство школой осуществляет Координационный методологический совет, состав которого утвержден приказом Министра образования и науки Республики Дагестан.

В состав Координационного методологического совета вошли представители вузов: ФГБОУ ВПО  «Дагестанский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский педагогический государственный университет»; школ  г. Махачкалы: МБОУ СОШ №16, МБОУ «Гимназия № 13», МБОУ «Многопрофильная гимназия №38», МБОУ «Гимназия № 7», МБОУ «Гимназия № 13», МБОУ «Лицей № 9».

Обучение в школе ведётся по четырём предметам филологической направленности. Учащиеся могут по своему выбору изучать одну, две или три образовательные программы: «Русский язык и литература: филологическая школа Республики Дагестан», «Английский язык: филологическая школа Республики Дагестан», «Немецкий язык: филологическая школа Республики Дагестан».

Цель нашей школы - помочь учащимся 7 классов общеобразовательных учреждений, интересующимся предметами филологической направленности, углубить и систематизировать свои знания по этим предметам, а также способствовать их профессиональному самоопределению.

Приём на Заочный сегмент Филологической школы Республики Дагестан проводится на конкурсной основе по результатам выполнения вступительного задания по выбранным для изучения предметам.

Полная программа обучения рассчитана на 5 лет с 7-го по 11-й классы включительно, начать обучение в 2017 году можно с 7 класса.

В течение учебного года в соответствии с программой заочного сегмента Филологической школы Республики Дагестан студент будет получать по каждой теме задания по выбранным предметам, а затем рекомендуемые авторские решения либо подходы к выполнению этих заданий вместе с проверенной работой.

Количество заданий в год по классам и предметам будет опубликовано не позднее 1 июля 2017 года на официальном сайте Минобрнауки Республики Дагестан.

Задания будут  содержать теоретический материал, разбор характерных примеров и решений по соответствующей теме и задания для самостоятельного решения. Это и простые задачи, и более сложные.

Задания составляют опытные специалисты в области филологии.

Координировать работу Филологической школы Республики Дагестан будет Наблюдательный совет, в состав которого войдут представители ведущих университетов Росси по филологии.

Задания также будут размещены на официальном сайте общереспубликанских предметных школ: учусь05.рф

Работы студентов - заочников будут проверять студенты и аспиранты университетов Республики Дагестан и лучшие учителя-предметники.

Срок отправления решения вступительного задания - не позднее 1 августа                 2017 года. Проверенные вступительные работы обратно поступающему не высылаются. Решение приёмной комиссии будет выслано в сентябре 2017 года.

Вступительное задание по выбранным предметам ученик выполняет самостоятельно в одной школьной тетради на русском языке, сохраняя тот же порядок задач, что и в задании. Тетрадь нужно выслать в конверте простой бандеролью или простым письмом, или привезти в Республиканский центр научно-технического творчества учащихся по адресу: 367015, Махачкала, ул. Генерала Магомеда Омарова, д. 3.

На внутренней стороне первой обложки тетради необходимо указать следующие сведения:

  1. Республика, край, область ________________
  2. Фамилия, имя, отчество _________________________________
  3. Класс, в котором учитесь ____________________________
  4. Предметы, по которым выполнены задания _________________
  5. Школа, в которой Вы обучаетесь ______________________
  6. ФИО учителя по предмету, по которому Вы выполнили задания ________________
  7. Подробный домашний адрес ( с указанием индекса), телефон, e-mail ________________________________________________ (необходимо для направления заданий)

По окончании учебного года учащиеся, успешно выполнившие программу  Заочного сегмента Филологической школы Республики Дагестан, переводятся в следующий класс, а выпускники (11кл.) получают свидетельство об окончании школы с итоговыми оценками по изучавшимся в 11 - м классе предметам.

Обучение в Заочном сегменте Филологической школы Республики Дагестан бесплатное.

 

Экспертный совет

Открыть Экспертный совет (в новом окне)

 

 

Вступительные задания

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

 

ЗАДАНИЕ 1. «ПРАВИЛЬНЫЕ УДАРЕНИЯ»

Теория: Что нужно знать о русском ударении?

Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой.

Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях.

Задание:

1А. Расставьте ударение в словах:

Корысть, приговор, сливовый, приданое, бармен, газопровод, швея, дефис, звонишь, договор, торты, каталог, прибыл, черпать, средства, досуха, втридорога, жалюзи, балованный, диспансер, банты, красивее, крашение, мусоропровод.

Порядок исполнения задания 1А:

В тетради напишите слово и ручкой зеленого цвета поставьте ударение.

1Б. Поставьте ударение и напишите, сколько слов у Вас получилось слов при разных допустимых ударениях.

Например:

Задача: Замок Ответ: 2 слова: зАмок и замОк (большими буквами обозначено ударение).

Задание:

атлас, квадрат, гусеница, хлопок, свекла, пироги, рожки, ирис

Порядок исполнения задания 1Б:

В тетради напишите исходное слово и ручкой зеленого цвета варианты получившихся слов с допустимыми ударениями, ударения укажите.

ЗАДАНИЕ 2. «НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Теория: Народные пословицы отражают мудрость народа, собранную веками – знание пословиц необходимо, так как в них собрана житейская мудрость.

Также пословицы являются самостоятельным видом народного фольклора и представляют собой самостоятельное направление филологических исследований.

Задание:

2А. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания:

Нет огня без пламени…

не скоро добудешь

Где сосна взросла…

чтобы не пришлось слёзы вытирать

Для дорогого гостя…

нет полка без знамени

Друг и брат- великое дело: …

чтобы высокого достичь

Слушай отца и мать …

и ворота настежь

Начинай с малого…

свой дым глаза не ест

Своя ноша не тянет…

там она и красна

 

Порядок исполнения задания 2А:

Внимательно прочтите начало пословицы, подумайте, каково её продолжение. Подберите к началу пословиц из левого столбца их продолжение из правого столбца, чтобы получилась законченная мысль. Расставьте правильно знаки препинания.

Например:

Чего себе не хочешь, того себе не желай.

Чего себе не хочешь

того себе не желай.

 

ЗАДАНИЕ 3. «РЕЧЕВЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ»

Теория:

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы - в структуре слова, словосочетания или предложения, ЛИБО это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

Ошибки в словообразовательной структуре слова:

подскользнуться (НЕВЕРНО) вместо поскользнуться (ВЕРНО) в этом случае использована неправильная приставка (не верно использована приставка под- вместо приставки по-);

благородность (НЕВЕРНО) вместо благородство (ВЕРНО) – в этом случае использован неправильный суффикс (не верно использованы суффиксы -н- и -ость- вместо суффикса -ств-).

Морфологические ошибки:

едь (НЕВЕРНО) вместо езжай (ВЕРНО) – от глагола ЕХАТЬ можно образовать только две формы повелительного наклонения: ПОЕЗЖАЙ и ЕЗЖАЙ. Все другие формы повелительного наклонения типа едь, ехай недопустимы.

более  легче (НЕВЕРНО) вместо легче (ВЕРНО) - слово "легче" уже стоит в сравнительной форме, поэтому слово "более" не нужно,
правильно говорить либо «легче», либо «более легкий».

- оплатить за проезд - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления)

         Употребление слова оплатить невозможно без указания на объект — оплатить что? Сочетание оплатить за  является ошибкой. Слово  оплата сочетает в себе признаки существительного и глагола. Мы чувствуем его двойственную природу — и действие, и предмет вместе. Следует говорить: оплата — (чего?). В литературном языке принята беспредложная  форма оплатить что(оплатить  проезд, оплатить труд рабочих)  и предложная форма уплатить за что (уплатить за проезд и т.д.). Такова норма русского языка.

Употребляя  ошибочное  оплатить  за, мы подразумеваем значение «отдать деньги/ресурсы (объект) за услугу.  Так, оплатить проезд — верно, оплатить за проезд — неверно.

- Покатавшись на катке, болят ноги.

В данном предложении деепричастный оборот - покатавшись на катке. Грамматическая основа предложения - болят ноги. Сказуемое «болят» относится к подлежащему «ноги». Деепричастие «покатавшись» тоже должно относиться к слову «ноги». Но в этом случае получается, что ноги катались сами по себе, а это неверно. На катке покатался какой- то человек. Верный вариант: Покатавшись на катке, я почувствовал, что болят ноги.
Речевые ошибки:

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. В основном, это нарушения лексических норм, например: Штольц - один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

         Следует  точно понимать значение используемых в предложении  слов:
«Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова "Обломов"»; «Они потеряли на войне двух единственных сыновей». Так, в данных  предложениях слова «одноименный» (или «единственный») ошибки не содержат, но они неудачно употреблены, не «вписываются» в контекст, не сочетаются по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

 

Примеры речевых ошибок:

  • употребление слова в несвойственном ему значении:В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
  • нарушение лексической сочетаемости:дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
  • тавтология:Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
  • плеоназм:коллеги по работе; пернатые птицы;
  • неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложенияхРебята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
  • Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность:На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
  • смешение лексики разных исторических эпох:Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Задание:

3А.Найдите ошибки, определите их тип и исправьте их:

  • Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
  • Цены на фрукты постоянно растут вверх.
  • На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.
  • Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
  • Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

Порядок исполнения задания 3А:

В тетради напишите номер предложения и напишите его верно. После предложения, написанного верно, на следующей строчке разберите допущенную ошибку, указав ее тип и причину, по которой такое использование слова (словосочетания) или словообразование является неверным.

ЗАДАНИЕ 5 «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

Задание:

5А. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки.

В соответствии с годовыми изменениями полярный медведь совершает ежегодные коч..вки: летом отступает к (П,п)олюсу а зимой перем..щается на (Ю,ю)г, заходя даже на материк но всё-таки предпоч..тает держат..ся на льдах или на побережье. А вот б..рлóгу белого медведя, предназначенную для зимней спяч..ки, можно обнаружить как на полярных островах, так и в глубине материка — в (полу)сотне кил..ометров от берега. Правда, в долгую зимн..ю спяч..ку, продолжительность которой сост..вляет пят..десят-восем..десят дней залегают только те самки, которые ждут детёнышей.

Порядок исполнения задания 5А:

В тетради напишите текст, вставив пропущенные буквы и запятые.

ЗАДАНИЕ 6 «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ»

Задание:

6А: Напишите эссе по одной из предложенных тем:

Тема 1: «Мой Дагестан»

Тема 2: «Моя семья»

Тема 3: «Кем я хочу стать»

Теория: эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу. Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

 

Порядок исполнения задания 6А:

В тетради напишите эссе на выбранную тему, указав ее.

Эссе должно содержать не менее 70 слов.

ЗАДАНИЕ 7 «ВАЖНЫЕ КНИГИ»

Задание:

7А. Прочитайте следующие произведения: В.Катаев «Сын полка», В.Каверин «Два капитана», К.Булычев «Тайна третьей планеты». Напишите эссе о прочитанных произведениях, раскрыв свое отношение к ним и указав, чему может научить каждое из прочитанных произведений.

Порядок исполнения задания 7А:

В тетради напишите эссе на тему «Важные книги».

Эссе должно содержать не менее 70 слов.

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

 

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Определите – какие из утверждений соответствуют тексту, какие – утверждения заявлены неверно и информация в каких утверждениях вообще не упоминается в тексте.

Если информация в утверждении соответствует тексту – вы ее определяете как  TRUE (правильное);

если  информация в утверждении не соответствует тексту – вы ее определяете как FALSE (неправильное);

 если информация в утверждении не упоминается в тексте – вы ее определяете как NOTSTATED (не заявлена).

 

 Read the text. Are these statements TRUE (правильное), FALSE (неправильное) or  NOT STATED (нет информации)?

  1. Edinburgh is the smallest Scottish city.
  2. Scotland is part of the United Kingdom.
  3. Its streets are usually clean.
  4. The most popular part of the city is Red Square.
  5. The nicest place in Edinburgh is Edinburgh Castle.
  6. The largest arts festival is always in August, 15.

   Edinburgh is the biggest Scottish city and also its capital, but Scotland is a part of the United Kingdom now. Much of Edinburgh is very old, but it is also a beautiful and modern city. Its streets aren’t always clean, but the air is nice and fresh and there are lots of flowers and trees with blossoms in the city.

   The most famous part of the city is the Royal Mile in the Old Town. People from all over the world visit it. There are little shops, cafes, restaurants and a lot of museums there.  At night tourists can go on excursions underground and see the small houses of the poorest people from a different time. These excursions are very scary.

   The most beautiful place in Edinburgh is Edinburgh Castle. It stands on a large rock. Castle visitors learn a lot about the history of Edinburgh and get great views of the Old Town and the rest of the city.

   Edinburgh is famous for its annual festival. It’s the largest arts festival in the world. Theatre companies and actors from different countries come to dance, sing and perform in Edinburgh’s theatres and streets. The festival is always in August.

 

 

Задание 2.Найди обобщающее слово для каждой строки

Например, 1.Weather: rainy, sunny, warm, snowy, cloudy

weather,     season,   months,    sports,    family

  1. ____: rainy, sunny, warm, snowy, cloudy.
  2. ____: mum, grandma, dad, grandpa, brother.
  3. ____: volleyball, table tennis, hockey, football.
  4. ____: winter, spring, summer, autumn.
  5. ____:December, June, August, September.

 

 

Задание 3.

 Переведи предложения с русского языка на английский язык. При выполнении перевода предложений с русского языка на английский ты должен помнить о порядке слов в английском предложении: 1- подлежащее; 2 – сказуемое; 3 – дополнение, если имеется; 4- обстоятельство места, если имеется; 5 – обстоятельство времени, если имеется (может занимать также первое место в предложении).

Обрати внимание на грамматическое время: действие происходит в данный момент – передается во времени Present Continuous (формула сказуемого – to be+Ving);

cистематически повторяющееся действие передается грамматическим временем Present Indefinite (формула сказуемого V\Vs, do\doesвспомогательные глаголы в вопросительных и отрицательных предложениях)

  1. Иван играет  в футбол, а Мария играет на пианино.
  2. Весна. Солнце светит ярко.
  3. Махачкала – столица Дагестана.
  4. Я люблю мою семью.
  5. Ты любишь мороженое?

 

 

Задание 4.

Переведи предложения с английского языка на русский язык

  1. Where are you from?
  2. I love Russia!
  3. They often visit their granny.
  4. Last autumn our children worked in the school
  5. My uncle won’t help me tomorrow.

Задание 5.

На уроках английского языка вы знакомились с географией, культурой, достопримечательностями англо-говорящих стран. Проверьте – насколько хорошо вы знаете страну изучаемого языка.

 

Cultural  Awareness:

Выбери правильный ответ.

  1. The capital of Great Britain is …
    A) New York B) Washington C)London
  2. Who climbs the chimney and puts presents into the stockings on the eve of Christmas in Britain?
    A)Father Frost B)Santa Claus
  3. Madame Tussaud's is
  4. A) a wax museum in London
  5. B) a famous American cartoon family
  6. C) a British actor and producer

Задание 6.

Умеешь ли ты писать по-английски?

Заполни анкету о себе. Давай ответы на вопросы анкеты полными предложениями.

Например, Name – My name is Magomed.

 

Writing

  1. Name ____________________________________________________
  2. Surname __________________________________________________
  3. Home address ________________________________________________
  4. Date of birth ______________________________________________
  5. Family _____________________________________________________
  6. Favorite subjects_____________________________________________
  7. What are your hobbies?_____________________________________
  8. Favorite sports_____________________________________________
  9. Do you have any pets?_______________________________________
  10. Date_____________________________________________________

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ЗАДАНИЕ 1. Чтение.

Прочитайте текст

Das Kinderrestaurant

Im Kinder restaurant arbeiten Kinder von 8 bis 12 Jahren in der Küche und kochen das Essen. Das Kinder restaurant  war die Idee von Frau Wolf und Frau Schneider. Die beiden Frauen kochen gern und helfen den Kindern. Die Kinder schreiben die Speisekarte, sie kaufen ein und sie bedienen die Besucher.  Und wer sind die Besucher?  Das sind die Eltern, Großeltern und die Tanten, Geschwister und Freunde.

Jeden Tag können sechs Kinder im Kinderrestaurant arbeiten. Drei Kinder arbeiten in der Küche und kochen und drei Kinder machen die Tische fertig und bedienen die Besucher. Am Abend räumen alle zusammen auf und machen sauber. Heute ist Samstag. Es gibt Hühnersuppe, Kartoffelsuppe, Spagetti, Tomatensalat, Apfelkuchen und Schokoladeneis. Trinken kann man Saft, Limonade, Kakao, Milch oder Tee. Die Besucher essen alle Speisen gern.

Im Restaurant gibt es 25 Plätze und alle finden: «Das Kinder restaurant  ist toll. Die Idee ist prima!»

 

 

Установите правильные соответствия. К  каждому из выражений из первого столбика возможны  два и более  вариантов ответа.

Например:

1-с, d

 

  1. Das Kinderrestaurantа) essen alle Speisen gern.
  2. Frau Wolf und Frau Schneider b) ist eine gute Idee.
  3. Die Kinder c) kochen gern.
  4. Die Besucher
  5. d) schreiben die Speisekarte
  6. e) räumen auf.
  7. f) hat 25 Plätze.
  8. g) kaufen ein.
  9. h) helfen den Kindern.
  10. i) sind die  Familien und Freunde
  11. j) sind 8 bis 12 Jahre alt.

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Грамматика.

 

 

2А  Перепишите  предложения в тетрадь и вставьте притяжательные местоимения вместо пропусков.

Теория:

         В немецком языке каждому личному местоимению соответствует определенная форма притяжательного местоимения. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность лица или предмета. Они стоят перед существительным и согласуются с ним в падеже, роде и числе:

При выборе притяжательного местоимения 3-го лица единственного числа необходимо учитывать род лица, которому принадлежит предмет.

  1. Wir machen eine Reise. Wir brauchen _____________
  2. Nehmt ihr _________________Rucksack mit?
  3. Ich will Fotos machen. Das ist __________________Kamera.
  4. Nein, wir haben ____________________Tasche.
  5. Willst du klettern? Dann brauchst du ______________Stiefel.

 

 

Задание 2 Б. Перепишите предложения в тетрадь и вставьте неправильные глаголы в нужной форме вместо пропусков.

 

Теория: При спряжении во втором и третьем лицах единственного числа  неправильные глаголы меняют свою корневую гласную.

Например:

e-i   helfen - hilft

e- ei  empfehlen -  empfiehlt  

a –ă  tragen-trăgt

au-ău- saufen-săuft

 

Verena ist sehr sportlich. Sie _____________(nehmen) Ballettunterricht, sie ___________(laufen) Ski und sie __________ (fahren) Fahrrad. Sie _____________(sprechen) Deutsch und Englisch. Verene __________(essen) am liebsten Obst und Gemüse. Abends  _________ (sehen) sie gerne Filme im Fernsehen oder _________________(lesen) im Bett  einen Krimi. Deshalb ___________(schlafen) sie oft spät ein.

 

 

ЗАДАНИЕ 3  Лексика.

 

Перепишите текст в тетрадь, вставив по смыслу следующие слова:

 

alt-am-eine-er-Freunde-heißt-im-in-keine-Klasse-sie-spricht

 

Urs lebt ________ der Schweiz. Er _______________Deutsch und Italienisch. Er ist 12 Jahre___________ und geht in die sechste_______________. Seine Schwester _______________  Claudia. Urs fährt ______________ Winter Ski wie alle seine ________________. Zum Skilaufen fahren  __________ in die Berge. Im August  hat Urs _______ Schule. Dann  macht ____________ Ferien und ist ________ Genfer See. Seine Eltern haben dort ________________ Sommerwohnung.

 

 

  1. Переведите на русский язык.

1.Viele  junge Leutehabenein Hobby.

2.Ich interessiere mich für Sport.

3.Oft verbringeich meine Freizeit mit meinen Freunden.

4.In der Deutschstunde lesen wir und hören oft Texte.

5.Jeder Mensch will gesund sein.

  1. VI. Переведите на немецкий язык.

1.Моя семья живет в Берлине.

2.Мы часто проводим свободное время вместе.

3.Дружба играет большую роль в нашей жизни.

4.У меня дома большая библиотека.

5.Я могу хорошо играть на гитаре.

 

 

2017/2018 учебный год

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Новости и события

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Лучшие работы

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Документы

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Контакты

Email для обратной связи:

Pushkin05@dagminobr.ru

 

Телефон:

8-8722-67-84-71 / Гаджиева Барият Мухудадаевна