Министерство образования и науки
Республика Дагестан
Общереспубликанские предметные школы

 

О школе

Этнокультурная школа Республики Дагестан, одна из трех общереспубликанских предметных школ Республики Дагестан, создана в целях углубленного изучения предметов:

Родной язык и литература;

Мой Дагестан.

Этнокультурная школа Республики Дагестан будет функционировать в заочном и очном сегментах.

Заочный сегмент Этнокультурная школы Республики Дагестан представляет собой заочную школу этнокультурного профиля.

Очный сегмент Этнокультурной школы Республики Дагестан планируется к открытию не позднее 2018 года в 10 опорных школах, которые будут отобраны по конкурсу, и в дальнейшем количество школ с очным сегментом Этнокультурной школы будет увеличиваться.

В мае-июле 2017 года Этнокультурная школа Республики Дагестан проводит набор в 7 классы заочного сегмента учащихся, переходящих из 6-го класса в 7-й класс.

Заочный сегмент Этнокультурной школы Республики Дагестан осуществляет свою работу в рамках реализации следующих образовательных программ дополнительного образования детей:

«Родной язык и литература: этнокультурная школа Республики Дагестан»;

«Мой Дагестан: этнокультурная школа Республики Дагестан»;

Научно-методическое руководство школой осуществляет Координационный методологический совет, состав которого утвержден приказом Министра образования и науки Республики Дагестан.

В состав Координационного методологического совета вошли представители ДГПУ, ДНЦ РАН, ДГУ, ДИРО и лучших школ республики.

Обучение в школе ведётся по трем предметам этнокультурной направленности. Учащиеся могут по своему выбору изучать одну или две образовательные программы: «Родной язык и литература этнокультурная школа Республики Дагестан», «Мой Дагестан» (интегрированный курс по истории Дагестана, географии Дагестана, КТНД) этнокультурная школа Республики Дагестан».

Цель нашей школы - помочь учащимся 7 классов общеобразовательных учреждений, интересующимся предметами этнокультурной направленности, углубить и систематизировать свои знания по этим предметам, а также способствовать их профессиональному самоопределению.

Приём на Заочный сегмент Этнокультурной школы Республики Дагестан проводится на конкурсной основе по результатам выполнения вступительного задания по выбранным для изучения предметам.

Полная программа обучения рассчитана на 5 лет с 7-го по 11-й классы включительно, начать обучение в 2017 году можно с 7 класса.

В течение учебного года в соответствии с программой заочного сегмента Этнокультурной школы Республики Дагестан студент будет получать по каждой теме задания по выбранным предметам, а затем рекомендуемые авторские решения либо подходы к выполнению этих заданий вместе с проверенной работой.

Количество заданий в год по классам и предметам будет опубликовано не позднее 1 июля 2017 года на официальном сайте Минобрнауки Республики Дагестан.

Задания будут содержать теоретический материал, творческие задания, исследовательские проекты. 

Задания составляют опытные специалисты в области филологии, этнологии.

Координировать работу Этнокультурной школы Республики Дагестан будет Наблюдательный совет, в состав которого войдут представители ведущих университетов Дагестана и России по этнологии.

Задания также будут размещены на официальном сайте общереспубликанских предметных школ.

Работы студентов - заочников будут проверять студенты и аспиранты университетов Республики Дагестан и лучшие учителя-предметники.

Срок отправления решения вступительного задания - не позднее 1 августа 2017 года. Проверенные вступительные работы обратно поступающему не высылаются. Решение приёмной комиссии будет выслано в сентябре 2017 года.

Вступительное задание по выбранным предметам ученик выполняет самостоятельно в одной школьной тетради на русском языке, сохраняя тот же порядок задач, что и в задании. Тетрадь нужно выслать в конверте простой бандеролью или простым письмом, или привезти в Республиканский центр научно-технического творчества учащихся по адресу: 367015, Махачкала, ул. Генерала Магомеда Омарова, д. 3.

На внутренней стороне первой обложки тетради необходимо указать следующие сведения:

 

  1. Республика, край, область ________________
  2. Фамилия, имя, отчество _________________________________
  3. Класс, в котором учитесь ____________________________
  4. Предметы, по которым выполнены задания _________________
  5. Школа, в которой Вы обучаетесь ______________________
  6. ФИО учителя по предмету, по которому Вы выполнили задания ________________
  7. Подробный домашний адрес (с указанием индекса), телефон, e-mail ________________________________________________ (необходимо для направления заданий)

 

По окончании учебного года учащиеся, успешно выполнившие программу Заочного сегмента Этнокультурной школы Республики Дагестан, переводятся в следующий класс, а выпускники (11кл.) получают свидетельство об окончании школы с итоговыми оценками по изучавшимся в 11 -м классе предметам.

Обучение в Заочном сегменте Этнокультурной школы Республики Дагестан бесплатное.

 

 

Экспертный совет

Открыть Экспертный совет (в новом окне)

 

 

Вступительные задания

Вступительные задания по интегрированному курсу «Мой Дагестан».

  1.                                                    (7 класс)

     

       I часть задания тесты (15 вопросов), где необходимо выбрать один верный ответ из четырех предложенных.  В 14, 15 заданиях необходимо закончить предложение и записать слово.   

     

    1. Назовите самый древний город Дагестана.

            А) Дербент   Б) Балхар. В) Кубачи. Г) Анди.

     

    1. Жители какого аула по легенде заставили Надир - шаха обойти их село, направив с крыш своих саклей на его войско мучалы (кувшины), которые он при­нял за пушки?

                  А) Анди.   Б) Кубачи. В) Тарки. Г) Хунзах.

    1. В каком городе родился и жил Герой Отечественной войны 1812 года Багратион?

        А) Кизляр. Б) Избербаш. В) Дербент. Г) Буйнакск.

     

    1. Как называется цитадель Дербента?

     А) Анжи-Кала. Б) Кала –Корейш. В) Тарки.   Г) Нарын - Кала. 

     

    1. Назовите Героя России, водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом.

         А) М.Толбоев. Б) А. Исмаилов. В) Н.Гаджиев Г) Г.Курахмаев

     

    1. Кого называли в Дагестане «лакской Жанной д Арк»?

    А). Парту Патима. Б) Анхил Марин. В) Муи Гасанова.Г) Тату Булач.

     

    1. Назовите лезгинского поэта, получившего прозвище «сирота».

    А) Ирчи Казак. Б) Етим Эммин. В) Цадаса Гамзат. Г) Расул Гамзатов.

     

    1. Какая гора является самой высокой в Дагестане?

         А) Базардюзю.      Б) Таркитау.    В) Шалбуздаг.  Г) Турчидаг.

       

    1. Сколько городов в Дагестане?

          А)10.      Б) 12.    В) 5.  Г) 15

       

    1. Назовите самую высокую в Европе песчаную дюну.

             А) Сарыкум   Б) Темпест    В) Инислас   Г) Бадын-Джаран.

     

    1. Назовите города Дагестана, расположенные на побережье Каспия.

    А) Кизляр, Б) Избербаш, В) Дербент Г) Буйнакск   Д) Махачкала

     

    1. Назовите известного краеведа Дагестана, заслуженного учителя Дагестана и России, кавалера Ордена Ленина, лауреата премии им. Крупской.

    Б) У. Буйнакский     Б) Булач Гаджиев     В) М. Дахадаев   Г) Али Алиев.

     

    13 . Как раньше назывался город Буйнакск?

    А). Порт Петровск.  Б) Семендер В) Анжи- Кала. Г) Темирхан –Шура

    1. Как на Кавказе называют певцов-поэтов?
    2. В Избербаше можно увидеть образованный изгибами гребня горы профиль этого русского поэта.

     

     Часть II 

    Во второй части необходимо определить, что объединяет эти термины.

    1. Анди, Кубачи, Унцукуль, Гоцатль, Балхар.
    2. Терек, Сулак, Самур, Шура-озень.
    3. Гергебильская, Гунибская. Ирганайская, Чиркейская
    4. Пандур, агач-кумуз, чагана, саз, зурна.

        

    Часть III  

    Дагестан славится известными личностями, которые проявили себя в разных сферах. В этом задании необходимо соотнести личности с родом их деятельности. К каждой цифре левого столбика подбирается соответствующая буква с правого столбика. (Например, 1-Б и т. д)

     

        Деятели                                           Должности (род деятельности)

     

    Махач Дахадаев

    А.

    Языковед

     

    Махмуд из Кахаб-росо

    Б.

    Революционер  

     

     П.К Услар

    В.

    Герой Советского Союза, подводник

     

    Амет –Хан Султан

    Г.

     Космонавт   

     

     Мурад Кажлаев

    Д.

    Поэт-лирик

     

    Муса Манаров

    Е.

    художник

     

     Шамиль

    Ж.

    Дважды Герой Советского Союза

     

    Магомед Гаджиев

    З.

    Многократный чемпион мира

     

     Али Алиев

    И.

    Композитор

    10

    Х.Мусаясул

    К.

     Третий Имам Дагестана и Чечни.

     

     

    IV часть   «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» написать эссе (краткое сочинение) по одной из предложенных тем:

     

    1. «История моего села».  
    2. «Моя семья»
    3. «Сердцу милый уголок». (рассказать о своих впечатлениях об удивительном уголке Дагестана, где вы побывали).

     

    Объём сочинения не более одной печатной страницы. (12 шрифт).

 

Аварский язык

РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1 Т1АДКЪАЙ.  «БИТ1АРАБ УДАРЕНИЕ»

 

Теория:

 1 т1адкъай:

1А. Гьал раг1абазулъ ударение лъе:

Ц1алдохъан, гьаюна, х1елеко, х1алт1и, бекерана, вач1ана, мадиро, росу, улбул, хъ1хъадиро, умумул, г1адамал, г1елму, г1акълу, т1ахьал, рагьарал, аздагьо, парахалъи, къуркъби.

1А т1адкъай т1убалеб къаг1ида:

Тетрадалда раг1и хъвай ва г1урччинаб ручкаялъ ударение лъе.

1Б. Ударение лъе ва хъвай чан раг1и нужер ккараб раг1улъ ударение хисиялдалъун.

Масала:

Раг1и: Мина -  Жаваб: 2 раг1и: мИна ва минА (к1удияб х1арпалдалъун бихьизабун буго ударение лъураб х1арп).

Т1адкъай:

Мина, х1анч1и, к1анц1ана, х1ули, т1урана, биччана, гьаркьал, раг1и, г1инт1и, руссун, чури.

1Б т1адкъай т1убалеб къаг1ида:

Тетрадалда хъвай жибго раг1и ва г1урччинаб кьералъул ручкаялъ хъвай ударени хисиялдалъун лъугьарал раг1аби, ударениеги лъун.

 

 2 Т1АДКЪАЙ. «ХАЛКЪИЯЛ КИЦАБИ»

 

Теория: Кици ккола г1умруялъул х1албихьиялъул кьуч1алда халкъалъ инсанасе г1акълу кьун ургъараб, х1асилалде щвараб, гъваридаб маг1наялъул, къокъаб пасих1аб калам.

Кицабаз малъула г1агараб Ват1ан бокьизе, намус бац1ц1адгох1алт1изе, квешалдаса ц1унизе, какула х1инкъи-къай, г1антлъи, хъант1и ва цогидалги г1адамасул г1амалалъул г1унгут1аби.

 

Т1адкъай:

2А. Гьал раг1абазул кицаби «г1уц1е» ва лъалхъул ишарабиги лъун хъвай.

  1. Хвел, Ват1ан, бук1унаро, хириясул.
  2. Гьудул, тушман, цоги, нусгоги, дагьав, г1емерав.
  3. Ц1ар, г1унт1леб, бах1арчиясул, ц1вабзазде.
  4. Вортуге, ворта, гьабизе, бицине.
  5. Х1алт1угн, кванаге, кванач1ого, х1алт1ич1ого.

 

2А т1адкъай т1убалеб къаг1ида:

Гьанир кьурал раг1аби, хадур-цере бит1ун лъун, кицаби г1уц1е ва хъвай.

 

3 Т1АЛКЪАЙ «ОРФОГРАФИЯ ВА ПУНКТУАЦИЯ»

Т1адкъай:

 

3А. Т1анкIазул бакIалда данде кколеб хIарп яги лъалхъул ишара лъун, лъезе кколареб бак1 бугони, гьоркьоб биччан, берзул диктант хIисабалда гьаб текст хъвай.

Тириго ганч1идасаги рещт1ун_ Къасумица хъата_масан г1адамал аск1ор_ ах1ана. Щибго ас абич1ониги_ аск1оре рач1ара_да бич1_ана Къасумида лъара_ жо. Макърат1иса_ ц1арал кинигин, гьел гьебсаг1ат Ч1ег1ер нохъод_ ралагь_на. Цадахъ аскариявгу_ Къасум г1едег1ун нохъод_  вилъ_ана. Сас тун гьалмагъзабиги хаду_  ана.

        Сундасаго цеб_ Къасуми_ бер реч1_ ана нохъодал к1алт1аса_ жанирехун ара_ г1исинал лъалк1азд_. Цин рат1алъун_ цин жура_ гьел лъалк1ал нохъод_ т1ерхьун т1аг1у_ ругоан. Дагьалги жанирег1а_  рилъ_араб мехалъ_ Мухтарихъа чирахъги босун_  Къасум г1одо_е валагьана. Г1исина_ лъалк1алги мерхьун, гьезд_  т1аса_   арал ч1ах1ия_  лъалк1ал рихьара_  мехалъ, Къасумица ц_идалъ цаби къерщезарун_.

       Къасуми_  ишаналъухъе киналго аск1ор_  рач1ана. Гьес щи_  т1ад къаниги т1убазе х1адура_  гьезул берал ц_ идаца кенч1еле_  рук1ана. Гьабизе к_олеб ишги баян гьабун_  Къасумиц_  гьалмагълъи к1ийиде бикьана. Аскариясу_  бет1ерлъиялда цо къокъа кварана_  рахъалдехун ара_  нохъодеги бит1ун, хут1аралгун цада_ Къасум,  Мухтарид_  ишанги гьабун, це_ ехун вилъ_ана.

       Нухд_ ратулел т1алаби_ кьурабазда тенкелаго, мукъсанабго канлъиялъ нухги бахъун, Къасуми_ къокъа гьа_угьин унеб бук1_на. Гали бахъанаг1а_ лах1ч1ег1ера_ бец1лъиги т1адеялдас_ т1аде гъункулеб бук1_на.

 

3А т1адкъай т1убалеб къаг1ида:

Т1анкIазул бакIалда данде кколеб хIарп яги лъалхъул ишара лъун, лъезе кколареб бак1 бугони, гьоркьоб биччан, берзул диктант хIисабалда гьаб текст тетрадалда хъвай.

 

4 Т1АДКЪАЙ «ТВОРЧЕСКИЯБ Х1АЛТ1И»

Т1адкъай:

 

4А: Сочинение – эссе хъвай (дайте объяснение, что такое эссе) по одной из предложенных тем:

1 тема: «Дир Дагъистан»

2 тема: «Нижер хъизан»

3 тема: «Дир гьит1инаб гьудул»

 

4А т1адкъай т1убалеб къаг1ида:

Тетрадазда хъвай гьит1инабго сочинение т1аса бищараб темаялдасан.

Сочинениялда бук1ине ккола 70 яги ц1ик1к1ун раг1и.

 

ЗАДАНИЕ 5 «Ц1АЛИЗЕ АСАРАЛ»

Т1АДКЪАЙ:

 

5А. Гьал хадур рехсарал асарал ц1але ва гьезул х1акъалъулъ гьит1инабго сочинене хъвай, багьадураздехун, гьезул ишаздехун бижараб дурго пикруги загьир гьабун, гьелъие къиматги кьун.

  1. Х1ажи Залов «К1ал ккураб бац1» (басня)
  2. Муса Мух1амадов «Къо лъик1, шагьар» (къокъ гьабураб)
  3. «Ц1илг1ин» (халкъияб маргьа).

 

5А т1адкъай т1убалеб къаг1ида:

Гьал хадур рехсарал асарал ц1але ва гьезул х1акъалъулъ гьит1инабго сочинене тетрадалда хъвай, багьадураздехун, гьезул ишаздехун бижараб дурго пикруги загьир гьабун, гьелъие къиматги кьун.

Сочинениялда бук1ине ккола 70 яги ц1ик1к1ун раг1и.

 

Даргинский язык

Дарган мезла имтих1янтала х1янчурби

 

Х1янчи 1. Диктант

 

Дурх!нала юрт.

 

Муз…кала круж…клизи иш_дус бег! гьалаб бак!ибтазибад ца сай х!яб…ибил классла уч!ан Исм…г!илов Булат. Илини бурули сай_ «Ну шулали_цунра уч!уси. Илба…андан са…ра ну дудешл… иша кибсира. Наб гитараличи… кайути аг…рби д…бали г!я…дилзан. Музыкальны… круж…клизи вашули вахъх!и _дек!ар виубли ах!енра, амма ц…барх!и хъули… нуни гитара бя…ибх!ели_ дудешли мар _ марли буриб: «Нура круж…клизи вашус_ ». Гьана дудешра гитараличи бурси…рули сай. Дудеш мегьла гьунила х!янчизартала клублизибси круж…клизи сай вашуси, сенах!е…у ил машинист сай ».

Чидил дурх!...личи х!ериза…ра _ халаси разидеш, гъира дагьарли сари. Аркь…н дусми. Лебилра илди хала_кабиур, г!...мрула хан гьуйчи аркьути ду…бачи дуракабулхъа… . Дурх!нала юрт биалли илдани барка…аличил гьанбиркахъу.

(91дев)

Методикалашалти насих1ятуни:

 

1.Чекадизурли белч1еная текст.

  1. Гьандикахъая делч1унти орфограммаби, правилаби.
  2. Кадатирая диъх1едиути багьлабирнила ишараби, урдатурти х1урпри.
  3. Пикрибях1чиаая дарх ва дек1арли лук1ути дугьбачи.

Х1янчила гьабг1ергъидеш:

  1. Белк1еная тетрадунази урдатурти х1урпри ва багьлабирнила ишараби кадалтули.

 

Х1янчи 2. Грамматиалашалси х1янчурби:

1.Цаибил предложениела таманси синтаксисла шалси разбор барес.

а) къелаая предложениела членти

б) чедахъая гъайла бут1ни

в) скобкабази белк1еная предложениела характеристика

 

  1. Черделк!ес шел дугьбала цалабикуни ишди схемаби х!ясибли:

а) Прилаг. + сущ.

б) Числит. + сущ.

  в) Мест. + мест.

г) Наречие + мест.

3.Хабар наклонениела глаголти черделк!ес

  1. Бях!янардарес х!ябалра заманализир ишди глаголти:

вашес, уч!ес, гьанбикахъес.

 

ДАРГАЛА ЛИТЕРАТУРА Х1ЯНЧУРБИ

 

Х1янчи 1. Сочинение

Тема: «Мургьила г1ебшни».

Белк1еная гьалабихьибси тема х1ясибли сочинение.

Сочинениелизи диэс г1яг1нили сари бег1ла камли 70 дев.

Орфографияла ва грамматикала кьяйдурти чекадизурли делк1аная.

 

Х1янчила гьабг1ергъидеш:

1.Пикрибях1чиаая темаличи.

2.Белгибарая темала бек1 мяг1на

3.План х1ясибли сочинение белк1еная

4.Гьала-гьала белк1еная сочинение черновикунази

5.Чекадизурли белч1еная ва г1яг1нилидиалли дарсдешуни имц1адарая

  1. Хат1абиагарли сочинение чеббелк1еная тетрадунази.

 

План:

  1. Мургьила г1ебшни сен дик1утира?
  2. Сегъунти дарсдешлуми алк1ули г1ебшнила замана?
  3. Сипатбарая г1ебшнила цаибил баз.
  4. Сипатбарая г1ебшнила аргъ.
  5. Сипатбарая г1ебшнила т1абиг1ят.
  6. Г1ебшниличи дила диги.

Х1янчи 2.

 

Литературала тест.

 

Методикалашалти насих1ятуни

Чекадизурли делч1еная тестани.

  1. Бархьси жаваб ишараличил дек1арбарая.

 

1.Сегъуна умцлаличил каргьурти Г!ямарла Батирайла далуйти:

а) верх!ел

б) гех!ел

в) вец!ну цара

  1. Ак!убх!ейчивад сукъурси даргала поэт:

а) Г!. Иминагаев

б) С. Кьурбан

в) Г!. Батирай

 

  1. Чили бурибсири «Г!ямарла Батирай девла сих!рукья сай» ибси пикри?

а) Р. Х!ямзатовли

б) Э. Къапиевли

в) Н. Тихоновли

 

  1. С. Кьурба произведениела улизиб уббатурси дев: «… рицай Меседу».

А) арцлис

б) маслис

в) мургьилис

 

  1. Меседу чис гужли шерри редиба?

а) Шушила ханнис

б) Хунзахълан Нуцаллис

в) Шамхаллис

 

  1. Г!. Батирайла произведениеби сегъуна жинслизи кадурхара?

а) эпослизи

б) лирикализи

в) драмализи

 

  1. Вец!ну урч!емра дусла г!ямруличир ребк!ибси даргала поэтесса.

а) У. Шапиева

б) Х. Г!ябдуллаева

в) С. Г!ялиева

 

  1. «Гьарзал майдайчи» х!еръибх!ели, туснакъчили се чебаиба?

а) галга

б) урчи

в) жанайла вава

 

  1. «Судьяби» назмулизи Г!. Иминагаевли се балт!ули?

а) зулму

б) вайгъабзадеш

в) рушбатчидеш

 

  1. С. Г!ябдуллаевла «Вислаличирад Одерличи» произведениела жура:

а) хабар

б) повесть

в) очерк

 

11.Уздият рузуси мер:

а) школа

б) тукен

в) медпункт

 

  1. Даргала машгьурси писатель Мях!яммад – Расул ак!убси ши:

а) Х!урхъи

б) Ванашимахьи

в) Г!ярбук!

 

  1. «Кьисмат» назмула автор:

а) А. Гъази

б) Р. Рашидов

в) Г – Б. Бях!яндов

 

  1. 1928 ибил дуслизив ак!убси даргала машгьурси поэт:

а) Р.Рашидов

б) С. Рабаданов

в) А. Гъази

 

Кумыкский язык

РОДНОЙ (КУМЫКСКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

 

Иш 1. «Сезлюк иш»

ИШ:

Теория: сезлюк иш охувчуланы сез байлыгъын артдыра ва тюз сейлемеге кемек эте.

1А. 1. Берилген сезлени нече гьарпы ва авазы бар.   Къайсы сёзде гьарпланы ва авазланы санаву тенг?

 

1.Атъёкъ;        2. Зиярат;     3. Тарбия;           4. Мая;    5. Гюзгю.

 

  1А ишни этилеген кюю:

Сезени тептерлеге языгъыз ва яшыл тюслю къалам булан нече гьарпы ва нече авазы бары герсетигиз, гьарпы да авазы да тенг сезлени тюбюне гьыз тартыгъыз.

 

1Б. Сёзню тизимине гере айырыгъыз.                      

 

Масала: яшыллыкъгъа

 

Тапшурув:

 Яшыллыкълар, къаттыгюн, китапгъа, топну, ишден, туварчы,  тереклени.

 

1Б ишни этилеген кюю:

Тептеригизге сезлени языгъыз ва яшыл тюслю къалам булан оланы тизимине гере яйырыгъыз.

 

Иш 2. «Айтывлар»

ИШ:

Теория: Айтывларда халкъны гьакъыллыгъы герсетиле, хыйлы йыллар, асруланы узагъында жыйылгъан. Айтывланы билме бек тарыкъ, неге тюгюл оланы ичне жыйылгъан яшавлукъну гьакъыллыгъы. Халкъ авуз яратывчулукъну бир тайпасы болуп да геле.

 

2А. берилген сезлерден айтывлар тизигиз ва токътав белгилерин салыгъыз:

  1. Абурлу, сюйсенг, атанг, анангны, абурла, болмагъа.
  2. Игит, керен, осал, минг, оьлер, бир, оьлер, керен.
  3. Заманлар, халкъ, гетмес, гетер.

2А ишни этилеген кюю:

Гьар сатырда берилген сезлени жыйып айтыв тизигиз. Бир сатырдагъы сезлерден бир айтыв тизиле.

Масала: игитлеге, оьлмек, тувмакъ, ёкъ, бардыр.

---Игитлеге тувмакъ бардыр, оьлмек ёкъ.

 

Иш 3: «ОРФОГРАФИЯ ВА ПУНКТУАЦИЯ»

ИШ:

 

3А.Берилген текстде тийишли ердерде токътав белгилени салыгъыз, бюртюклени орнунда тийишли гьарпны да салыгъыз ва жаяланы ача туруп язып алыгъыз.

 

           Загьидатны атасы Баммат совхозну мастерскоюн…а тракторланы яраш…ыра. Анасы Аймесей овощ бригадада ишл…й. Оьзю Загидат уьч..нчю кла(с,сс)да охуй.

          Аймесей эрте…лер тез туруп, сыйырны сава, аш эт(е,э). Баммат  гьайва…лагъа ем  сала абзарны ж(ы,и)йышд..ра. Сонг олар, аш да ашап  ишл…рине гете. Загьидат уьйн… де сибирип булакъ…ан сув да ташып   дарсларын да этип, школагъа гете.

         Школадан къай…гъанда да Загьидат бош турмай. Анасына уьйде к(ё,о)мек эте. Ол оьзюню оп…ракъларын жува итив ура   ашгъа картоп арчый.  Анасы къ…зындан бек рази.

 

  3А ишни этеген кюю:

Берилген текстни ичинде тюшюрюлген гьарпланы салыгъыз ва жаяланы ачыгъыз, сонг тийишли ерлерде токътав белгилени сала туруп, берилген текстни гёчюрюп алыгъыз. Бюртюклени орунда салагъан гьарпланы ва салынмай къалгъан токътав белгилени де, жаялардан алынгъан гьарпланы да яшыл тюслю къаламыгъыз булан языгъыз.

 

Иш 4: «ЯРАТЫВЧУЛУКЪ ИШ»

ИШ:

4А: Берилген темалагъа гере гиччирек сочинение языгъыз.

Тема 1: «Мени Дагъыстаным»

Тема 2: «Мени агьлюм»

Тема 3: «Гиччи къурдашым»

 

4А ишни этилеген кюю:

Тептеригизге гиччирек сочинение языгъыз ва башлап темасын яшыл тюслю къаламыгъыз булан языгъыз. Сочинениени ичинде 70-ден аз сез болмасын.

 

ИШ 5: «ТАРЫКЪ КИТАПЛАР»

ИШ:

 

5А.Шу тюпдеги асарланы охугъуз

  1. Акав Акавов «Зурнайчыны хабары»
  2. Магьаммат-Солтан Ягьияев «Гюмюш карандаш»
  3. Расул Гьамзатов «Ана тил»

ва шу оьрдеги асарланы охугъан сонг гиччирек сочинение языгъыз

 

5А ишни этеген кюю:

Охугъан асарларыгъызгъа гере тептерлеригизге гиччирек сочинение языгъыз. Шо    ишигизде 70-ден кем сез болмасын. Асаргъа гере сизин ойларыгъызны герсетигиз, негер уьйретегенни асар, сизин къаравугъузну  языгъыз.

 

Лакский язык

Диктант

 

Диктант лакку мазрал 7-мур классравусса

Методикалул рекомендациярду диктантрансса

 

  1. Пикри бувну буккин текст.
  2. Кьадиртсса лакку х1арпру чичин.
  3. Дакнин дутан правила.
  4. К1илийнусса лакку х1арпру дак1нийн дутан.
  5. Дувара грамматикалул задания.

 

Мукьва мурад

 

Дия к1и. Митя мик1иран бав…усса бак1уйх санкардай бигьлайгу ивк1ун, ят1улгу ивчуну, шавай левчуна увк1ун, б…ттахь увкуна: «Ца тя…ашиву дик1айхха к1инттул.Ттун ччива даиманна к1и д…ну» Буттал чивчуна ганал увкусса гай ма…ру цала жиплуву бишайсса книжкалий.

Дур…уна инт. Митя уччиннин хъирив агьлай ив…уна оьрч1и-к1урисса ч1иму…алтрал, т1ут1ал кац1 бувна, яла буттач1ан левчуна ув…ун,увкуна: «Ва инт ци ххуйсса неъматсса ч1унни! Ттун ччива даиман инт дуну». Бу…ал чивчуна Митял га мурадгу.

Дурк1уна гъи. Митя буттащал ххалав лавгуна. Ща…агу лахъисса кьини оьрч1 т1ур…у т1ий, тяхъану ия:бувна кьюнукьи,кьанкь ххуй…а ххалавух ккуруй сайр бувна,кьунниялай бу…ахь увкуна: «Ттун ччива ахир да…асса гъи дуну!»Буттал чивч…на Митял увкусса гай махърубу.(102 слов).

  1. К1илийнусса х1арпру дусса мукъурттил лултту аьш дуккияра 1-мур предложениялуву.
  2. Текстраву ца сложный предложение ляркъуну разбор дара.
  3. Предложениялул ца журалул члентру ва союзрайну цанниц1ун ца бавх1уну бухьурча минул дянив:

1.Запятой дишайссар

  1. Запятой къадишайссар

3.Ч1ири аьш дишайссар.

 

4.Тетрадьрай чичин диктант кьадиртсса хIарпру дихьлай.

 

Сочинение

 

Сочинениярдансса тема 7-мур классраву лакку мазрал.

 

Сочинениярдансса методикалул рекомендациярду.

 

  1. Пикри ба сочинение цукун чичинссарив.
  2. Сочинениялул агьамур пикри буси.
  3. Чича сочинение ва пландалийн бувну.
  4. Цал чича сочинение черновикрай.
  5. Пикри ба цичIав даххана дан дурив.
  6. Чича сочинение тетрадрай.
  7. Сочинение чичара ва пландалийн бувну.

 

«Ттул кьини»

План

  1. Ина ци бусанна к1юрхния?
  2. Ци бусанна ахттайнмай?
  3. Ци бусанна гьанттайнмай?
  4. Вил ци режим дур щаллусса кьини?
  5. Тетрадьрай чичин сочинение. Тема: «Ттул кьини» 100 махъ бусса.

Тест

 

Тестирдансса суаллу лаку мазрал 7-мур классраву

 

Методикалул тестирдайнсса рекомендациярду.

 

  1. Т1айлану буккияра тестирдал суаллу.
  2. Лич1и дара т1айласса жавабру, чичара.
  3. Кумаграл гъалгъалул бутIри хъанахъиссар
  • Союз
  1. БутIа
  2. Глагол
  3. Лакку мазрал аьмсса падежру буссар
  4. АцIва падеж
  5. Арулва падеж
  6. Ряхва падеж
  7. Лакку мазрал существительнирду хIасул шайссар
  8. КIира журалий
  9. Шанна журалий
  10. Ххюра журалий
  11. ЩичIа? СсачIа? – тIисса суаллахььун жаваб дулайссар
  12. Шаврил падежрал
  13. КIанттул падежрал
  14. Бусаврил падежрал
  15. Баргъ, дуниял, кIулши – вай махъру ишла байссар
  16. Ца аьдадрай
  17. ЧIяру аьдадрай
  18. КIирагу аьдадрал формалий
  19. Дарваг, дарс, магьа – тIисса махъру ишла байссар

1) Ца аьдадрай

2) КIирагу аьдадрай

3) ЧIяру аьдадрай

  1. ЧIярусса ца журалул затру ккаккан дуллалисса сущ-ду хъанахъиссар

1) Аьмсса

2) Хасъсса

3) Балжинсса

 

Лезгинский язык

  1. Лазим чкайрал пунктуациядин лишанар эциг.

 

Лифер

 

Заз лифер к1анда. И кар чиз, зи р... (и, у) гуд йис тамам хьайи ...(йи,ю)къуз, чи къ...(у,уь)нши Сефер халуди заз са лифре...(з,и) шараг ба...(гъ,къ)ишна. Шараг гъве... (ч,ч1 )и, гьеле хъ...(и,+)пи гъалар хьтин, ш… (и,уь)к 1 уь ч 1 арар кумайди тир. Зун адахъ хъсан гелкъв…(е,э)з хьана.

Са т1...(е,и)мил вахтун...(а.и)лай шараг...(д,р)икай хур ц1ару, гарданди ц1ар...(-,-)ц1ар гузвай еке лиф хьана. Ада гьар эк... (и,уь)нахъ кьефесдин къвалар лува...(р,д)ивди гатаз, «къу.-г.(0,-)къу» ийиз, зун ахварай аву...(д,дд)ай. Ахпа ада, сейрдиз экъеч1на, гьавада къу...(къ.гъ) унар ийидай. Бязи вахтара ам Сефер халудихъ га) таз гьаб.:(и,у)рун к1в...(о,а)лиз фидай. (77 гаф) (III. Исаев).

 

2-тапшуругъ.

 

  1. Сад лагьай предложенидай кьилин члена жагъура.
  2. Предложенидин синтаксический разбор ая.
  3. Вахтунилай 2 - и гаф маналу паяриз чара ая.
  4. Лезги литературадай гьахьунин тапшуругъар

 

Сочинение

Методикадин рекомендацияр

 

  1. Сочиненидин тема диз фикир це.
  2. Сочиненидин кьилин фикир ачухара.
  3. И пландай сочинение черновикдал кхьихь.
  4. Дикъетдал сочинение ахтармиша.
  5. Сочинение тетрадра кхьихь.

 

«Зи каникулар»

 

Сочиненидин план.

 

  1. За зи гад гьина тухвана.
  2. Диде-бубайриз куьмек гунн.
  3. За гьикь ял яна.
  4. Гатуз к1елай ктабрикай жуван фикирар.

Школадиз гьазур хьун.

 

Табасаранский язык

Куч1вбан табшуругъар табасаран ч1алнаан

1-табшуругъ.

 

Диктант.

 

Методикаийн насигьятар диктантдихьна вуйи.

 

  1. Текст дикъатлуди урхуб.
  2. Гъидирчнайи гьярфар гъяуб.
  3. Правило к1ваина хуб.
  4. Исихъ тувнайи табшуругъ ап1уб.

 

«Исайин датт»

 

Да…лу гъулхьан думукаь…н ярхла дару ярквран гъирагъид…хъ айисаб –бицIихулаъ Иса арфлихъан абайихъди яшамиш шулайи. ДушваъбицIи Исайиз дугъан дат…ли тIагъру хьуз гъитрадайи. Думу кIару, мухур яркьу, паплар мучIу-укIу атIласди нур рабгъурайи аьхю дат вуйи. Гьаддиз дидиз Къарахан кIуру чч…ур тувнайи. Къарахан Исайин аьхю дамагъ ва гъайгъушин вуйи. ГъулаъдидихъдигьюжатназудубчIвузшлудаттадайи. Гъуншйири, дидичпинда аризгюнтуврадар, йивура, к…ури, гьарганаьрзарапIуришуйи. Гьятта, думу йибкIурча кIури гьелегьар … а зигуйи. Аригьиддизгюре Исайин чан гирамиКъараханчахъдиабайинарфариинадубхнайи. Хъа, дидиз тIагъру дархьбан бадали, мина ду…ъу сакьюдар пеэрра хуру.

ГвачIнин Къараханди Иса нивкI’ан уягъ апIуйи, дугъаз к…илибгури арчлиин дубсуйи. Хъа бай раккнариан удучIвубси, думу дитIибхну дишлади дугъангъюниин дубсуйи. Чаз ипIруб тувубси, думу хъана арчлиина т…ибхуйи ва вари дюн’яйиз ебхьрубсиб чIигъ апIуйи.

 

 

2-табшуругъ.

 

Табшуругъ: гъидирчнайи гьарфар гъяуб.

АьгьмадГьямзатов

Гафар: мучIу-укIу, Къарахан, гьелегьар, дюн’яйиз.

 

3-табшуругъ.

 

  1. 5-пи предложениейин синтаксисдин разбор ап1уб
  2. Арфлихъан гафнан паяриз разбор ап1уб

 

Куч1вбан табшуругъар табасаран литературайиан

 

Сочинение

 

Методикадин рекомендацияр

 

  1. Сочинение дикъатлуди фикир дап1ну бик1.
  2. Мяна-метлеб ачухъ ап1ин.
  3. Ц1иина черновикдиъ бик1.
  4. Дикъатлуди ахтармиш ап1ин, лазим вуш дигиш’валар тув.
  5. Сочинение тетрадиз кибик1.

 

«Ккуни вуйи шаир»

 

План

  1. Йиз ккуни вуйи шаир.
  2. Дугъан уьмрикан.
  3. Узу гъурху дугъан китавар.
  4. Шаирикан вуйи аьхиримди гаф.

 

 

Ногайский язык

 

на 2017/2018 учебный год

 

КИРИС БОРЫШ 7-нши класс уьшин

НОГАЙ ТИЛ ЭМ АДАБИЯТ

БОРЫШ 1.  «ОРФОГРАФИЯ ЭМ ПУНКТУАЦИЯ»

Борыш:

1.А. Керекли токтав белгилерди, точкалар орнына тийисли букваларды салып язынъыз.

Куьз.

К...здинъ ортасы.Авада сувыклык билинип баслайды. Бир- бирде енъ...л аязлар да болады. Эртенъликте, уйк...дан турганда, биз оьл...нлердинъуьсти эм конъ...сы уьйдинъ тоьб...си кыравдан агарганын коьремиз.

Тереклердинъ яп...раклары август айынынъ сонъы...анок саргайып баслайды. Кайын тереклер оьзл...ери аьли ясыл болсалар да, олардынъ туьрли ерлеринде алтындай сары бутаклары коьринди.  Аьр куьн сайын сары япыраклардынъ саны коьбейип барады. Калт...рап турган куьйриш терек савлай, кып-кызыл алт...ндай болып, кыз...рган. Куьшли эскен ел тереклердинъ сонъы яп...ракларын авада айландырып ушырады, сонъ оларды сувлы  ерге тоьсейди.

Кырлар  аз-азлап босайдылар. Тек к...злик бийдай, к...тебидей болып, яйылган.

1А борышты толтырув йосыгы.

  1. Тептерлерге тексти язынъыз, керекли аьриплерди эм токтав белгилерин салып коьширинъиз.
  2. эки сести анълататаган аьриптинъ астын сызынъыз.

БОРЫШ 2. «СОЬЙЛЕНИСЛИ ЭМ ГРАММАТИКАЛЫК ЯНЪЫЛЫСЛАР».

Теория:

Грамматикалык янъылыс – ол тил туьзилисиндеги янъылыс болады – соьздинъ туьзилисинде, соьз биригуьвде яде йыймада, яде ол грамматикалык нормадынъ бузылувы болады: соьз туьзилуьвде, морфологиялык яде синтаксислик.

Мысалы:  Соьз ясалув йосыгында йиберилетаган янъылыслар:

Япрак(ДУРЫС ТУВЫЛ)орнына япырак (ДУРЫС)

Пшкы (ДУРЫС ТУВЫЛ) орнына пышкы(ДУРЫС)

Пыскрув (ДУРЫС ТУВЫЛ) орнына пыскырув(ДУРЫС)

Морфологиялык янъылыслар:

аязлы эртенъ (эртенъ- ат); эртенъги шай(эртенъги- сыпат)

Соьйлемде янъылыслар:

Грамматикалык янъылыстан баскалай соьйлем янъылыс – ол туьзилисиндеги янъылыс тувыл, а оны кулланувда. Коьбинше, ол лексикалык нормады бузувда.

Мысалы: Сыйырдынъ коьмекейи толып, коьзлери яска толды.  – янъылысын табынъыз.

Соьйлем янъылысын контексте таппага болады. Сол затта грамматикалык янъылыс пан соьйлем янъылыстынъ баскаланувы. Ол затка контекст керек тувыл.

Борыш:

2А.Янъылысларды табып, йыймаларды дурыс этип туьзинъиз.

  1. Ювсан оьзи де шоьлде сав аьдемге пайдалы.
  2. Солай айтылады бизим сувдынъ атына.
  3. Онъайлы ис юректи йылытады.
  4. Бурнына сол кужырлы ийис согады.

 

БОРЫШ 3. «НОГАЙ  ХАЛК ТАКПАКЛАРЫ»

Теория: Такпаклар ногайлардынъ аьр куьн сайын авызыннан туьсирмей кулланатаган соьз оьнери болады. Оларда халктынъ аьрекетининъ аьр бир ягы суьвретленген, халктынъ терен акылы, сезгир юреги, яшав сулыбы орнын тапкан.

Борыш:

3А. 1.Соьзлерди ерли ерине салып, керекли токтав белгилерин салып, такпакларды дурыс язынъыз.

2.Лексика ягыннан такпаклардынъ маьнесин анълатынъыз.

1.Атты, эрди, оьлтирер, камышы,  оьлтирер, намысы.

  1. Эли, бай, байдынъ, ери.
  2. Оьксиз , анасыз , оьксиз, атасыз, керти, оьксиз, ярты, оьксиз.

4.Кутылмас, коян, коьптен.

  1. Болар, болса, тил, оьр, бир, ис.

3А борышты толтырув йосыгы:

Соьзлерди ерли ерине салув эм ясыл калем мен токтав белгилерин белгилев.

БОРЫШ 4. «ДУРЫС УРГЫ САЛЫНЪЫЗ»

Теория:  Ногай тилинде ургы, аьдетинше, сонъгы бувынга туьседи: булыт, карагус, уьндирик.

Соьзлерге косымшалар ялганганда, ургы соьздинъ сонъына йылысады: булытлар, булытларды.

Ама бир кесек косымшалар ургысыз болып юредилер:

  1. -ма, -ме, -па,-пе, -ба,-бе- сорав косымшалары (кесекшелер: йылЫма? келдИнъме?
  2. -ма, -ме, -па,-пе, -ба,-бе- йоклык косымшалары: бАрма,куьлемсирЕме, шЫкпа эм с.б.
  3. Глаголдынъ оьзлик косымшалары: барАман, барАсынъ, барАды, барАмыз, барАсыз, барАдылар эм с.б.
  4. Тенълестируьв косымшалар: туьЕдей, кагЫттай, балАдай эм с.б.
  5. Наречие ясавшы: -ша,-ше косымшалар: менИмше, ногАйша, орЫсша эм с.б.
  6. Орыс тилиннен кирген соьзлер оьз ургыларын саклайдылар: интернЕт, машИна, компьЮтер.

Борыш:

4А. Соьзлерге ургы салынъыз.

Тисле, ымтылыс, ыжгай, тоьгерек, йинъишке, билдинъме, калма, баладай, ногайша, ясадынъма, йылама, ойымша, технолог, англисше, конаклайдылар,

стакан, кышкырадылар,  аювдай, курылай, кыргыма, столына, тоьлев, орындык, кирпик, илгиш.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

4А борышты толтырув йосыгы:

Тептерге соьзлерди язынъыз эм ясыл туьсли каьлем мен ургыды салынъыз.

 

4Б. Ургы салынъыз эм язынъыз. Туьрли бувынга ургы салып, неше соьз ясалады.

Мысалы:

Борыш: Кыспа. Явап: 2 соьз: КыспА-кЫспа (уьйкен аьрип пен ургылы бувын коьрсетилген).

Борыш:

Курма, бармак, оьрме, туьйме, бувма.

4Б борышты толтырув йосыгы:

Тептерге соьзлерди язынъыз эм ясыл туьсли каьлем мен эм уьйкен аьриппен ургыды ъиз.

 БОРЫШ 5 «ТУВДЫРТПА ИС»

5А: Берилген темалардынъ биревисине эссе язынъыз (эссе деген соьзди анълатынъыз):

 

Тема 1. Баьтирликке абыт

Тема 2. Тувган авылым- яткан бесигим.

Тема 3. Тувган ердинъ табиаты.

5А борышты толтырув йосыгы:

Тептерге сайланган тема бойынша эссе язынъыз. Эссе 70 соьзден аз болмага керек тувыл.

БОРЫШ 6. Окылган шыгарма бойынша

6А.  Берилген шыгармаларды окынъыз :

  1. К. Темирбулатова "Тилим меним"

2.М.К. Курманалиев "Дослык"

3.Ф.А. Абдулжалилов "Асантай"

Сол шыгармаларга таянып, оьз ойынъызды ашып коьрсетип, буьгуьнги яшавдан оьзгерислер кулланып, эссеашык коьрсетинъиз.

 Аьр бир шыгарма не затка уьйретеди?

 6А борышты толтырув йосыгы:

Тептерлерге эссе язынъыз. Эссе 70 соьзден кем болмага керек тувыл.

 

2017/2018 учебный год

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Новости и события

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Лучшие работы

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Документы

- Раздел на стадии заполнения -

 

 

Контакты

Email для обратной связи:

Kultura05@dagminobr.ru

 

Телефон:

8-8722-67-84-71 / Арсланбекова Лейла Джамирзаевна